Как ситуация с «Южным потоком» отразится на стоимости дизельного топлива

Дизельное отопление и топливо Новости

Отопление дизельным котлом

Рынок ГСМ, включая и рынок дизельного топлива, традиционно является очень чувствительным к внешним потрясениям различного характера. Объясняется это тем, что формирование здесь осуществляется в зависимости от целого комплекса факторов, многие из которых напрямую зависят от политических событий. Кроме того, необходимо учитывать, что цены на разные виды энергоносителей достаточно тесно взаимосвязаны между собой. Именно поэтому многие эксперты сегодня уделяют особое внимание ситуации вокруг «Южного потока»  в том числе и на стоимости дизельного топлива.


Строительство газопровода «Южный поток» стало одним из наиболее амбициозных проектов России в нефтегазовой отрасли. Главной его целью, как известно, является обеспечение поставок значительных объемов природного газа европейским потребителям в обход украинской газотранспортной системы. Тем самым Газпром рассчитывает существенно сократить зависимость от украинского транзита, который в последнее время никак нельзя назвать стабильным.

С этим проектом Газпром связывает большие надежды. Однако в последнее время его реализация оказалась под вопросом по политическим причинам. Как известно, ситуация с Крымом и последующее обострение украинского кризиса стали причинами резких противоречий между Россией и ЕС. Наша страна была подвергнута санкциям, однако большинство из них оказались для РФ достаточно безболезненными. Одним из реальных рычагов давления на Россию со стороны Европы стало блокирование строительства трубопровода «Южный поток». Неприятные сигналы в этой связи стали поступать практически с начала кризиса. В начале июня 2014 года серьезному давлению со стороны Еврокомиссии подверглась Болгария, лоббировавшая строительство газопровода. Формальным поводом к заморозке проекта стали обнаруженные нарушения конкурсных процедур по выделению участков. Затем Болгария была подвергнута финансовому давлению. Результатом стала приостановка работ по «Южному потоку».

Вполне очевидно, что заморозка такого масштабного проекта не может пройти не замеченной для рынка энергоносителей. Одна из главных задач «Южного потока» заключалась в том, чтобы стабилизировать этот самый рынок. Провал строительства трубопровода в будущем грозит проблемами с поставкой российского газа в Европу. Поэтому вполне ожидаемым в перспективе является рост цен как на природный газ, так и на другие виды энергоносителей. В особенной степени такое повышение может затронуть дизельное топливо. Солярка не только используется для двигателей внутреннего сгорания, но и часто рассматривается в качестве определенной альтернативы природному газу. В связи с этим эксперты склонны прогнозировать достаточно существенное повышение цен на дизельное топливо на европейском рынке.

Разумеется, рост цен на внешнем рынке не может пройти незамеченным и для отечественного потребителя. Такой рост пропорционально отразится и на стоимость солярки на отечественных заправках. Кроме этого, большинство аналитиков обращают внимание на специфику российского рынка, которая также способна вносить существенные коррективы в формирование внутренних цен на дизельное топливо. В частности, эксперты отмечают, что результатом снижения объемов продаж российского газа в Европе, которое возможно при возникновении проблем с транзитом через Украину, неизбежными является появление сложностей в экономике. В том числе одним из первых следствий таких проблем, является рост инфляции. Цены на дизельное топливо, которое широко применяется в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве, всегда очень чутко реагируют на подобные процессы. Поэтому ожидать роста приходится и в этой связи.

Однако есть еще одна специфическая особенность отечественного рынка ГСМ, которая может существенно сказаться на стоимости дизельного топлива в случае провала строительства «Южного потока». Учитывая, что практически вся нефтегазовая отрасль находится в собственности государственных корпораций, вполне ожидаемым является то, что потери прибыли под воздействием внешних факторов будут компенсироваться путем манипуляциями с ценами на внутреннем рынке. Отечественные потребители дизельного топлива уже не раз сталкивались с подобным за последние годы.

Таким образом, проблемы со строительством и запуском газопровода «Южный поток» могут сказаться на отечественных потребителях дизельного топлива. Однако необходимо отметить, что сейчас еще слишком рано делать негативный прогноз. Дело в том, что позиция Европейского Союза является далеко не однозначной. Необходимо понимать, что полноценной и выгодной экономически альтернативы российскому газу для Европы сейчас просто нет, а действующий «Южный поток» интересен для нее не меньше чем для России.

Наглядным свидетельством этому стал фактический провал российско-украинских переговоров, после чего Газпромом был введен режим предоплаты за газ для Украины. Практически сразу появилась информация о несанкционированном отборе объемов газа украинской стороной. Еще одним «предупреждением» для европейцев стал взрыв газопровода на территории Украины. Все это стало лишним подтверждением существующей сегодня нестабильности и возможности того, что европейские потребители в зимний период могут столкнуться с дефицитом природного газа в результате его несанкционированного отбора украинской стороной. Для многих из них такой дефицит может оказаться критическим.

В результате можно уже можно наблюдать определенное изменение позиции европейцев. В частности, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Йотингер уже заявил о том, что работы по «Южному потоку» приостановлены всего лишь до устранения выявленных нарушений. Таким образом, если здравый смысл и экономика возобладают над политикой, то мы вполне можем рассчитывать на продолжение строительства газопровода. В свою очередь, это снимет напряженность с внутреннего рынка ГСМ и стабилизирует цены на дизельное топливо.

Оцените статью