Марки дизельного топлива.
Дизельное топливо получают в процессе перегонки нефти, и названо оно в честь Рудольфа Дизеля, прославившегося двигателем внутреннего сгорания, для которого позже дизтопливо стало основным источником энергии.
Дизтопливо нынче применятся, прежде всего, на транспорте, в армейской и сельскохозяйственной технике, для котлов отопления и пр.
В России производятся 3-и марки дизельного топлива, которые рассчитаны на различную температуру окружающего воздуха: Л, З и А, т.е.летнее топливо (при t выше 0о С), зимнее (до минус 20о C) и арктическое (до минус 50о С).
На температурные параметры дизельного топлива главным образом влияют:
— температура, когда начинается кристаллизации (топливо мутнеет);
— температура, при которой полностью теряется текучесть (топливо застывает);
— температура, когда достигается предельная фильтруемость (топливо полностью теряет текучесть и не проходит сквозь фильтр).
Температура помутнения топлива марки Л — минус 5о С, марки З — минус 25о С; температура застывания минус 10о С (марка Л) и минус 35о С (марка З), коэффициент фильтруемости для всех марок – не более 3.
Марки дизельного топлива различаются также по вязкости, плотности, чистоте, цетановому числу (воспламеняемости топлива), содержанию серы, теплоемкости и теплопроводности и пр.
Вязкостью сгорания топлива определяются показатели выделения дыма, а также на объемы потребления топлива. Повышенная вязкость приводит с снижению прокачиваемости топлива и экономичности двигателя. Пониженная вязкость влияет на герметизацию в топливных насосах, вследствие чего они становятся нерабочими. У дизтоплива марки Л кинематическая вязкость — 3,0-6,0 мм2/с, марки З — 1,8-5,0, марки А — 1,5-4,0.
Плотность топлива является показателем количества энергии, выделяемой во время сгорания и при температуре 20о С составляет 860 кг/м3 для летней марки, 840 – для зимней, 830 – для арктической.
От чистоты дизтоплива зависят эффективность топливной аппаратуры и ее надежность, чем меньше в топливе посторонних взвесей, тем качественнее работает двигатель. К примеру, плунжерные пары подвергаются повышенному износу при наличии посторонних частиц, превышающих по размеру 4 мкм.
Цетановым числом определяется воспламеняемость топлива, т.е. запуск двигателя. Любая марка дизельного топлива должна иметь его показатель не менее 45. Отклонения от этих параметров ведут к нестабильной работе двигателя.
Во всех марках дизельного топлива всегда присутствуют соединения серы, влияющие на работоспособность выхлопной системы, ее коррозионную устойчивость и экологичность, т.е. уровень присутствия в выхлопных газах вредных веществ. Процент массовой сернистой доли не допускается выше 45 для марки Л, выше 40 для марки З и выше 35 для марки А.
Теплоемкость дизтоплива – около 0,5 ккал/ (кг °С) а у воды – 1.0, т.е. она нагревается в два раза медленнее, чем дизтопливо. Касательно теплопроводности, то она у дизтоплива составляет 0,2, а у воды – 1,0.
Учитывая все характеристики дизтоплива, при невозможности газового отопление домов прибегают к дизельному отоплению. Конечно, дизельное отопление дороже, чем использование твердотопливного оборудования. Тем не менее, есть явные преимущества.
Дизельное отопление не нуждается в постоянном контроле над процессом горения. Во-вторых, не нужно время от времени загружать котел дровами или углем. В-третьих, у дизельных котлов более высокий уровень пожарной безопасности в сравнении с твердотопливными и электрическими котлами. В-четвертых, дизельный котел можно без труда перевести на снабжение газом, достаточно всего лишь сменить горелку. В-пятых, у дизельных котлов громадный диапазон мощности, они подходят и для небольших по площади зданий, так и для производственных объектов.
Правда, для дизельного отопления необходимо котельное помещение и емкости, где бы могло храниться дизельное топливо, а также систематическая профилактика и очистка топки.