Отечественные потребители уже достаточно давно привыкли к ежегодному повышению цен на дизельное топливо. Вполне обоснованно такого удорожания можно ожидать и в 2014 году. Главный вопрос остается в том, насколько значительным будет рост стоимости.
Рост стоимости автомобильного топлива – явление, ставшее стабильным для отечественного рынка. Потребители уже успели привыкнуть, что практически каждый месяц цифры на ценниках АЗС увеличиваются на 20-40 копеек. По итогам года это дает весьма существенное удорожание. Если рассматривать предыдущую динамику, то, начиная с 2010 по 2013 год, средняя стоимость дизельного топлива на внутреннем рынке увеличилась с 19 рублей за литр до 33 рублей за литр. В течение 2014 года эксперты также прогнозируют ощутимый рост цены. Необходимо отметить, что существенным фактором, оказывающим влияние на стоимость всех видов нефтепродуктов на внутреннем рынке, является изменение курса рубля по отношению к основным мировым валютам. С начала 2014 года влияние этого фактора было особенно ощутимым, причем в достаточно негативном для отечественного потребителя ключе.
О том, что рост цены дизельного топлива в 2014 году сохранится, можно говорить вполне уверенно. В этом мнении сходятся практически все эксперты рынка нефтепродуктов. Для этого есть целый ряд причин. Прежде всего, необходимо понимать, что нефть является исчерпаемым ресурсом, а значит – ее стоимость в принципе должна год от года расти. Этот фактор становится все более выраженным в связи со снижением разведанных запасов нефти в мире. Очевидно, что рос стоимости сырой нефти отражается и на цене всех нефтепродуктов, включая и дизельное топливо. При этом необходимо учитывать, что рост стоимости нефти порождает увеличение целого ряда смежных расходов производителей. Для компенсации этих расходов они также прибегают к повышению цен на свою продукцию.
Кроме этого, необходимо учитывать достаточно пессимистичные прогнозы для российской экономики в целом. Сегодня она, как и европейская экономика, переживает кризисный период. Одним из практически обязательных результатов снижения экономики становится рост инфляции и снижение курса рубля. Нефтепродукты всегда очень чутко реагируют на такие процессы. Особенно это относится к дизельному топливу, огромные объемы которого потребляются в различных отраслях экономики, начиная от сельского хозяйства, заканчивая строительством и промышленным производством.
Большое влияние на рост стоимости дизельного топлива внутри России оказывают и внешние факторы и, прежде всего, мировые котировки нефти. Необходимо понимать, что на данный момент порядка 80 % действующих месторождений нефти находится под контролем стран-членов ОПЕК. Поэтому мировые котировки в значительной мере определяются этой организацией. С другой стороны, Россия сама обладает значительными запасами нефти и обеспечивает самостоятельное производство дизельного топлива. Благодаря этому удается значительно снизить зависимость внутренних цен от внешних факторов. Однако полностью сбрасывать со счетов этот мощный фактор нельзя.
Перспективы роста цен на дизельное топливо эксперты оценивают по-разному. Впрочем, большинство из них утверждает, что резких скачков потребителям ожидать не стоит. Рост цены по итогам года прогнозируется разными аналитиками с достаточно большим разбросом. Наиболее оптимистичные эксперты называют цифры в пределах 2-5 %. По пессимистичным прогнозам дизельное топливо может подорожать от 12 до 15 %. Как обычно, наиболее близкие к реальности цифры находятся посередине. Поэтому наиболее ожидаемым является рост цен на дизельное топливо в пределах 7-9 %.
В то же время необходимо отметить, что и пессимистичный прогноз многие эксперты называют вполне реальным. На это есть свои причины. Дело в том, что цена дизельного топлива на внутреннем рынке, помимо перечисленных факторов, формируется под значительным влиянием размера налогов, акцизных платежей, таможенных пошлин. В этом плане в 2014 году происходят довольно ощутимые изменения.
В частности, эксперты обращают внимание на так называемый «налоговый маневр», проводимый правительством. Его смысл заключается в постепенном снижении экспортной пошлины на вывоз нефти за счет увеличение размера налога на добычу полезных ископаемых. В связи с данной инициативой представители нефтяной отрасли не раз предупреждали о существенном увеличении налоговой нагрузки на предприятия данного сектора экономики. Именно в связи с этим «налоговым маневром» рост цены на дизельное топливо может достичь 10-15 % по итогам 2014 года. Такой прогноз, в частности сделал Вагит Алекперов, глава корпорации «ЛУКойл».
При этом эксперты отмечают, что для бюджета РФ «налоговый маневр» не даст существенного положительного эффекта. Так в 2014 году сумма поступлений в бюджет по результатам «налогового маневра» составит порядка 36 миллиардов рублей. В относительном выражении это составляет всего около 0,3 % объема бюджета. К 2016 году размер поступлений увеличится до 71 миллиарда рублей. Однако и эта сумма составит лишь 0,5 % прогнозируемого объема федерального бюджета.
Помимо «налогового маневра», эксперты также отмечают и увеличение топливного акциза с 1 января 2014 года. Это также является прямым фактором, обуславливающим рост цен на дизельное топливо.
Однако, несмотря на то, что многие признаки указывают на возможность значительного роста стоимости дизельного топлива (вплоть до 15 %) по итогам 2014 года, следует отметить, что в распоряжении правительства есть достаточно возможностей для регулирования цен на внутреннем рынке. Таким инструментом, в частности, является возможность государственного регулирования объема остатков топлива на НПЗ. Благодаря этому государство вполне может предотвратить резкие скачки цен на рынке нефтепродуктов. Именно поэтому большинство экспертов сходится во мнении, что рост стоимости дизельного топлива в 2014 году не превысит 8-10 %.